Образовательная программа дошкольного образования
Описание Образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 114 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт Петербурга
Место и время составления ОПДО: ГБДОУ детский сад № 114 Невского района Санкт-Петербурга, СПб, 2024 год
Составители ОПДО: педагоги ГБДОУ детскго сада № 114 Невского района Санкт-Петербурга
-
Министерство Просвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую федеральную образовательную программу дошкольного образования (далее — ФОП ДО).
ФОП ДО определяет единые для Российской Федерации базовые объём и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты ее освоения.
Образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 114 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга разрабатывается педагогическими работниками с учетом мнения Управляющего совета, в соответствии с методическими рекомендациями по реализации федеральной образовательной Министерства просвещения Российской федерации.
Краткая презентация Образовательной программы: -
Образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 (далее — ФОП ДО).
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
-
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей
Содержательный раздел
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны:
- формы, способы, методы реализации программы;
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы поддержки детской инициативы;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьями;
- коррекционно-развивающая работа;
- рабочая программа воспитания
Организационный раздел
В организационный раздел включают:
- психолого-педагогические условия реализации Программы;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
- материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
- кадровое обеспечение;
- режим и распорядок дня в возрастных группах;
- календарный план воспитательной работы
Режим работы: 12-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:
- первый период (с 1 сентября по 31 мая);
- второй период (с 1 июня по 31 августа) – летняя оздоровительная работа.
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности:
- Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
- Используется региональный компонент в образовательном процессе.
- Оказывается консультационная помощь родителям (законным представителям).
- Создана система психолого-педагогического сопровождения детей.
- Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
- Осуществляются дополнительные платные услуги.
-
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
-
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
- психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
- открытость;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
- возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы:
- Диагностико-аналитическое направление;
- Просветительское направление;
- Консультационное направление.
-
Благодаря разностороннему взаимодействию ГБДОУ с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение мероприятий. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.