Образовательные стандарты и требования

В сентябре 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым дошкольное образование стало первым уровнем образовательной системы. Но основным событием для педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования стало утверждение Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования ( Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) - далее ФГОС  ДО)

ФГОС ДО - это не просто первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования,возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Стандарт на Федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для её реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных возрастных особенностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 

I. Общие положения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Полностью с Федеральным государственным стандартом Вы можете познакомиться перейдя по ссылке ЗДЕСЬ

Об изменении ФГОС ДО от (21.01.2019) ЗДЕСЬ

Об изменении ФГОС ДО от 08.11.2022 ЗДЕСЬ

Дополнительные нормативные - правовые документы

Приказ министерства образования и науки РФ № 594 от 28.05.2014 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра примерных образовательных программ

Закон Санкт-Петербурга № 461-83 от 26.06.2013 "Об образовании в Санкт-Петербурге"

Профессиональный стандарт - Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель 

Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора)

 Приказ министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»